384015999

Опасность vs безопасность: как чувство угрозы может спасти жизнь

Нам необходим анализ угроз и, естественно, адекватная реакция на каждую из них.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, нам необходимо оценивать те угрозы, которые могут нас подстерегать. Безопасность – это процесс. И этот процесс мы должны обеспечить себе сами. Прежде всего, нам необходим анализ угроз и, естественно, адекватная реакция на каждую из них. Для такого анализа и была когда-то создана цветовая кодировка Купера.

Лейтенант-полковник Джон Дин Купер всю свою жизнь был связан с оружием, прошел две войны. Выйдя в отставку, он занимался разработкой ружей и карабинов. Изначально эта кодировка использовалась именно при работе с оружием, и, соответственно, предназначалась для полицейских и военных. Но оказалась настолько простой и универсальной, что стала использоваться гораздо шире.

Эта цветовая система отражает психологическое ощущение уровня опасности.

Белый цвет – это состояние, при котором люди вообще не чувствуют угрозы. Это состояние вашего максимального покоя. Грубо говоря, ваша зона комфорта, где вы чувствуете себя в абсолютной безопасности. Если вдруг на вас нападут, когда вы условно будете в “белой зоне”, то вне зависимости от вашей подготовки и наличия оружия, вы не сможете противостоять противнику. В этом состоянии вы не готовы противостоять агрессии, и даже мысль о наличии угрозы не может прийти вам в голову. Потому что как только такая мысль появляется, вы автоматически попадаете в “желтую зону”.

Желтый цвет – это состояние, когда непосредственной угрозы нет, но вы готовы к её возникновению. Мы пребываем в этом состоянии (в идеале), выходя из дома на улицу. Все наши угрозы абстрактны, но они возможны. В таком состоянии чаще всего пребывают водители. Здесь наше внимание больше сконцентрировано, мы изучаем окружающую обстановку, анализируем. Однако не напрягаемся сверх меры до тех пор, пока угроза из абстрактной не превратится в конкретную, и тогда мы уже попадаем в “оранжевую зону”.

Оранжевый цвет – это состояние непосредственной угрозы. Мы находимся в психологическом состоянии готовности к нападению. Мы готовы защищаться и нападать. Это состояние концентрации и сосредоточения. В зоне оранжевого цвета все наши органы восприятия работают максимально интенсивно. Такое состояние энергозатратно, и мы не сможем пребывать в нём долго. У обычного человека такое состояние не может длиться больше двух часов – либо мы понизим уровень опасности и вернёмся в “жёлтую зону”, либо мы перейдёт в “красную зону”.

Красный цвет означает, что бой начат. Это состояние , когда нужно сражаться или бежать. Это означает, что человек уже начал действие или готов к его началу. В этом состоянии мы можем находиться буквально несколько минут.

И последний цвет – чёрный. Это шок. Состояние психологического шока и полная неспособность к сопротивлению. В зоне чёрного цвета происходит потеря пространственной и временной ориентации, отсутствие реакции на раздражители, паника и полная потеря контроля.

Читайте также: Уличное насилие: что делать в случае нападения
Для чего нам нужна такая градация? Для того чтобы мы правильно оценивали уровень того, что нам угрожает, и знали, как максимально эффективно действовать в зоне каждого цвета. Это кажется элементарным, но ведь если задуматься, в нашей жизни эти цвета так часто переплетаются и сменяют друг друга. Мы выходим из дома, находясь в состоянии “белого цвета”, встречаем опасность в состоянии “чёрного цвета”, а дома создаём себе непрерывную “оранжевую зону”.

Так что давайте оценивать угрозы адекватно. А для этого стоит получать как можно больше различных навыков. Хотелось бы закончить цитатой Купера на эту тему:

“Нас постоянно спрашивают, в каком возрасте нужно начинать учить стрелять молодого человека. Ответ, очевидно, зависит от конкретного человека. Не только в смысле его физической зрелости, но и в смысле его желания. Однако если же от этого отстраниться, думаю, важно понять, что любой отец обязан научить своего сына стрелять. До того, как молодой человек оставит дом, есть определенные вещи, которые он должен знать, и определенные навыки, которыми он должен владеть – помимо тех вещей, которые предлагаются ему государством. Определенно, молодежь должна уметь плавать, чтобы безопасно преодолевать большие расстояния.

Молодые люди обоих полов должны быть обучены водить моторизованные средства, и если это возможно, уметь управлять легкими самолетами. Я уверен, что молодежь должна быть обучена основам рукопашного боя без оружия вкупе с базовыми навыками выживания. Список длинный, но это – обязанность родителей убедиться в том, что ребенок не попадет в большой мир беспомощным и бессильным перед жизненными проблемами. Стрельба, безусловно – это наше дело, и его нельзя оставлять государству”.